«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», писал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Сегодня его наследие — важная часть всей мировой культуры; его музыка, получившая абсолютное мировое признание, искренне любима, процесс постижения композиторского наследия Петра Ильича продолжается.
«Я являюсь таким, каким меня создал Бог и
каким сделали воспитание, обстоятельства,
свойства того века и той страны, в коей я живу и
действую».
П. И. Чайковский
«Из века в век, из поколения в поколение
переходит наша любовь к Чайковскому, к его
прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие».
Д. Шостакович
Весной 2020 года мировая и отечественная музыкальная культура отметят 180-летний юбилей гения русской музыки П.И. Чайковского. Имя Петра ИльичаЧайковского, несомненно, стоит в ряду самых дорогих и известных русскихимен. Он тоже «наше все». Это символ русской музыки, символ России. МузыкаЧайковского, как и поэзия А. С. Пушкина, приходит к нам в детстве и остаются снами на всю жизнь. Бессмертные музыкальные творения композиторапользуются высоким признанием во всем мире. Они звучат повсюду, вызываяживой отклик.
Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных
жанрах, в том числе 10 опер, три балета, шесть симфоний, 104 романса. Сегодня он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.
В каждом из жанров Чайковский проявил себя как оригинальный и
неповторимый художник. Очень многое из того, что создано композитором,
можно определить словом «впервые». Первым из русских композиторов ПетрИльич Чайковский летом 1893 года получил звание почетного доктора
Кембриджского университета. На концерте, посвященном 50-летию музыкального общества Кембриджского университета, он дирижировал своей потрясающей симфонической поэмой «Франческа да Римини».
Хотелось бы отметить, что профессиональным композитором Чайковский
стал только в 25 лет, а прожил он 53 года. Несмотря на сравнительно короткуютворческую жизнь, ему удалось написать огромное количество музыкальных шедевров, благодаря таланту композитора, помноженному на умение ценитьвремя. «Медленно, тихими шагами слава придет, если суждено мне удостоитьсяее», – писал он в одном из писем.
Что читать о П.И.Чайковском
О жизни и творчестве композитора написано много книг и исследований,
особенно за последнее время. В нашей стране напечатано и переведено немалоработ, посвященных композитору. Но и при таком количестве книг в его биографии есть еще белые пятна, которые ждут своего исследования. Бездонныймир гения не дано исчерпать. Одна из волнующих заповедных зон – личность самого Чайковского.
Тайны творческой лаборатории,а также эстетические взгляды, художественные вкусы, мироощущение – всеперечисленное отражено в огромном литературном наследстве. Известно, что
без глубокого проникновения во внутренний мир художника не понять его
творчества. Об этом очень хорошо сказал сам Чайковский: «В своих писаниях яявляюсь таким, каким меня создал бог и каким меня сделали воспитание,обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую».
Книга* представляет собой репринтное
воспроизведение издания новопечатни имени
П.И. Чайковского, Музыкального сектора,
(Москва-Петроград, 1923 год). В состав
издания вошли 10 дневников композитора,
сведения о ранее напечатанных отрывках из
дневников. Закрытые с начала 20-х годов, они
практически не были никому известны после
первого, ставшего раритетом, издания. Что же
прежде всего останавливает внимание при
этом новом, сегодняшнем прочтении
дневников композитора? Присутствие
личности – открытой, активной и
мужественной. Человека романтического, но и
трезвого, консервативного ума,
требовательного, способного к жесткому
самоанализу. Книга определенно будет
интересна всем поклонникам личности и
таланта Чайковского. Очень познавательная и
необычная книга.
Материалы подготовлены к печати И.И.
Чайковским, младшим братом композитора.
Вниманию читателей предлагается книга
великого русского композитора, педагога и
музыкального журналиста П.И. Чайковского, в
которой собраны его музыкально-критические
работы, написанные в период с 1868 по 1876
гг. Представленные в книге статьи содержат
критику некоторых музыкальных
произведений, постановок, а также важнейших
музыкальных событий 60-70-х годов XIX века;
анализируются симфонические собрания и
квартетные сеансы Русского музыкального
общества, московские концертные сезоны
разных лет. Приведены заметки о дебютах
молодых музыкантов и бенефисах признанных
исполнителей. В книгу также включено
автобиографическое описание путешествия
Чайковского за границу в 1888 году. Книга
будет интересна искусствоведам,
культурологам, музыкальным критикам, а
также всем почитателям творчества П.И.
Чайковского.
Книга написана в виде своеобразной
автобиографической повести, как бы рассказанной
самим Чайковским, словами из его писем, дневников,
статей. Автор литературной композиции попытался не
просто воспроизвести при непосредственном участии
Чайковского события его жизни, но и осветить по
возможности все стороны его личности. Тайны
творческой лаборатории гениального музыканта,
процесс его работы, замыслы и рождение многих
произведений, а также эстетические взгляды
композитора, его художественные вкусы,
мироощущение – все это соответствующим образом
отражено в его огромном литературном наследии.
Книга строго документальна, в ней нет ни одного
изменѐнного слова, ни одной не принадлежащей
Чайковскому фразы. Основным источником для
данного издания послужили письма композитора. Ведь
Чайковский был не только гениальным композитором,
но и талантливым писателем.
В книге собраны статьи и рецензии великого
русского композитора, публиковавшиеся в
периодической печати 1868-1876 гг., а также
помещены описание путешествия за границу в
1888 г. и другие материалы. В яркой
публицистической форме статьи освещают
различные стороны музыкальной жизни Москвы,
важнейшие события русской и
западноевропейской музыкальной культуры этого
времени, раскрывают эстетические взгляды П.И.
Чайковского. Гениальный композитор,
Чайковский испытывал настоятельную
потребность критически осмысливать богатую
музыкальными событиями русскую
действительность, помочь своим современникам
разобраться в сложном процессе становления
национального музыкального искусства. Для
современного читателя эти статьи великого
композитора интересны не только как документ
исторической памяти, но и как свидетельство
очевидца театральной и музыкальной жизни
России ХIХ века.
О П.И. Чайковском вышло немало книг
биографий, например, объѐмная монография
Арнольда Альшванга «П. И. Чайковский». В
книге детально обрисована личность
выдающегося русского композитора,
складывающаяся в 60-е годы XIX века в
обстановке небывалого роста оппозиционных
сил и революционно-демократических
движений, борьбы личности за права и
достоинства человека, осознания высокого
социального назначения искусства. Здесь не
только даѐтся подробная биография
композитора, прослеживается создание
музыкальных произведений по периодам
жизни Чайковского, но и детально обрисована
личность выдающегося русского
композитора. Рассчитана монография на
преподавателей и студентов музыкальных
образовательных учреждений искусства.
Издание снабжено иллюстрациями.
Александр Познанский – автор
многочисленных статей и монографий о Петре
Ильиче Чайковском, изданных в США,
Великобритании, Германии и Японии.
Кропотливые архивные поиски последних лет
нашли отражение в новой биографии
композитора, основанной на документальных
материалах – многотомной переписке и
малодоступных мемуарах его современников, в
результате чего сложился совершенно иной, не
похожий на устоявшийся в XX веке образ гения
русского музыкального искусства.