5 марта 1942 в Куйбышеве состоялось первое исполнение легендарной 7 симфонии Шостаковича, названной им «Ленинградская». В ней, по словам Алексея Толстого, слышится торжество человеческого в человеке.
Д.Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская", 1 часть Дирижер -Вячеслав Бортновский
1 марта 1810 года в небольшом местечке Желязова Воля близ Варшавы появился на свет в небольшом местечке Желязова Воля близ Варшавы Фредерик Шопен. Вся цветастость, многокрасочность романтизма, требующая разнообразия форм и жанров, выразилась у Шопена в фортепианной музыке. Вынужденный большую часть жизни провести во Франции, композитор, тем не менее, был предан Польше. Национальный польский фольклор пропитал всю его музыку, благодаря чему Шопен по праву стал польским классиком.
29 февраля 1792 года в итальянском Пезаро появился на свет мальчик, имя которого заняло особое место в ряду итальянских композиторов, Джоаккино Россини. Он начал творить в период, когда итальянская опера начала терять главенствующие позиции, превратившись в бессодержательное развлекательное представление. Успех опер Россини, вершиной которого стал «Севильский цирюльник», был обусловлен не только невероятной красотой музыки, но и стремлением композитора наполнить их патриотическим содержанием. Оперы маэстро вызывали большой общественный резонанс, что привело к долговременному полицейскому надзору за композитором.
21 февраля 1791 года в Австрии родился мальчик, имя которого сегодня известно каждому юному пианисту, Карл Черни. Ученик Бетховена, он создал уникальную пианистическую школу, включающую многочисленные упражнения, этюды разной сложности, позволяющие пианистам поэтапно осваивать разнообразнейшие технические приемы игры на фортепиано. Одним из самых знаменитых учеников Черни был Ференц Лист. 23 февраля 1685 года увидел мир человек, имя которого стало одним из известнейших в истории музыки – Георг Фридрих Гендель. Творец эпохи Просвещения, он предвосхитил бурное развитие жанров оратории и оперы, ему близки были и гражданский пафос Л. Бетховена, и оперный драматизм К. Глюка, и романтические веянья. Интересно, что спор за гражданство этого композитора до сих пор ведут Германия и Англия. В первой он родился, а во второй прожил большую часть жизни, став известным.
14 февраля 1813 года в селе Воскресенском Тульской губернии, появился на свет Александр Даргомыжский, будущий предвестник реализма в русской музыке. В его домашнем воспитании большое место уделялось театру, поэзии, музыке. Именно привитая в детстве любовь к искусству и определила дальнейшее страстное увлечение игрой на фортепиано и композицией. Его стремление раскрыть музыкальными средствами правду жизни претворилось и в операх, в частности, в «Русалке», и в романсах, и в оркестровых произведениях.
3 февраля 1809 года в Гамбурге родился Феликс Мендельсон-Бартольди. Шуман назвал его Моцартом 19 века. Своим творчеством он стремился поднять музыкальную культуру немецкого общества, укрепить национальные традиции, воспитать образованных профессионалов. А под музыку его знаменитого свадебного марша, который звучит уже на протяжении 170-ти лет, сочетались узами брака миллионы людей во всем мире.
В феврале состоялись премьеры двух грандиознейших опер М. Мусоргского, не сходящих со сцены по сей день. 8 февраля 1874 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера «Бориса Годунова», произведения одновременно и прославляемого, и гонимого. Настоящий успех пришел в 1908 году, когда на постановке в Париже партию Бориса исполнил Федор Шаляпин. А через 12 лет, 21 февраля 1886 года, уже после смерти композитора, силами участников музыкально-драматического кружка в Петербурге, была поставлена опера «Хованщина». Настоящим рождением спектакля стала московская постановка на сцене Частной оперы Саввы Мамонтова в 1897 году, где партию Досифея исполнил все тот же Шаляпин.
Фрагменты из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении солистов Центра оперного пения Галины Вишневской 5 февраля 2012 года в Научно-культурном центре музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское»
13 февраля 1873 года в Казани в бедной крестьянской семье родился Федор Шаляпин, ставший величайшим исполнителем современности. Успех ему принесли два качества, которыми он был наделен сполна: уникальный голос и неподражаемое актерское мастерство. Начав работу статистом в Казанской передвижной труппе, он поначалу часто менял место работы. Но благодаря урокам пения у известного в то время певца Усатова и поддержке мецената Мамонтова, карьера Шаляпина быстро пошла в гору и привела его к вершине творческого успеха. Эмигрировавший в 1922 году в США певец до конца жизни оставался русским певцом, не сменил гражданство, прах его был перевезен в Москву и захоронен на территории Новодевичьего кладбища.
Федор Шаляпин. Элегия. Романс.
Примерные формы отбора детей на дополнительные предпрофессиональные, общеразвивающие программы
Отбор детей проводится в форме творческих заданий (прослушивание, собеседование), с целью проверки музыкальных способностей поступающего: слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, мотивации. Желательна общемузыкальная подготовка, а также подходящие физические данные.
Музыкальные способности
|
Формы творческих заданий | Комиссией учитывается: |
Слух, интонация |
Спеть песенку, подготовленную дома без сопровождения |
1.чистота интонации в исполняемой песне; 2. точность пропевания предложенной мелодии, диагностика гармонического слуха (определить сколько звуков сыграл преподаватель, как звучит созвучие: весело-грустно); 3. точность повторения ритмического рисунка, предложенного преподавателем; точность запоминания мелодии и ритмического рисунка после первого проигрывания; 4. координация движений и развитость мелкой моторики; 5. особенности восприятия: восприятие нового материала с первого, второго или третьего раза, реакция на замечания, словесные указания, проявление интереса к окружающему; 6. творческая фантазия, общительность, коммуникабельность, эмоциональная отзывчивость (выразительное исполнение песни, стихотворения) 7. желание ребенка заниматься музыкой, стремление преодолевать трудности 8. оценка физиологических возможностей и анатомических особенностей ребенка
|
Ритм и координация |
Повторить ритм, предложенный преподавателем (воспроизвести предложенный ритмический рисунок в виде хлопков руками) Тесты на координацию |
|
Музыкальная память |
Повторить (спеть или найти на клавиатуре фортепиано) отдельные звуки; повторить голосом мелодию, предложенную преподавателем
|
|
Мотивация | Ответить на вопросы комиссии |
Говард Гудал рассказывает о том как устроена музыка.
Говард Гудал рассказывает о том как устроена музыка.
Говард Гудал рассказывает о том как устроена музыка.
С момента, когда наши сердца начинают биться, ритм становится частью нас самих. Мы все запрограммированы реагировать на ритм, будь то ходьба или танец, щёлканье пальцами или топанье ногами. В этом фильме Говард Гудал рассмотрит все основные ритмические рисунки, когда либо созданные музыкантами по всему миру. От багамских аборигенов до рэпперов, от основателей Кубинского сона, до Филипа Гласа, от Стиви Уандера до Фэтса Уоллера.
Почему под некоторые ритмы нам хочется танцевать, а под другие нет? Как устроен ритм, в котором явного слышимого ритма, то и нет, как в классической музыке? Что объединяет африканских барабанщиков и И. С. Баха? Почему у современных попсовых песен ритм сдвинут? И как маленький остров в Карибском море повлиял на весь музыкальный мир?
Опера. Маленькая музыкальная энциклопедия.
Книга приглашает вас прогуляться по оперным театрам и залам, заглянуть в оркестровую яму, на сцену и за кулисы. Окунуться в работу дирижера, режиссера, артистов, художников и осветителей. Здесь вы познакомитесь с историей десяти знаменитых опер и множеством удивительных фактов. Мы подобрали для вас самые яркие арии, увертюры и фрагменты. Тринадцать талантливых художников создали вдохновляющие иллюстрации. Дополнили текст эскизы и фотографии из собрания Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. А еще в этой книжке вы найдете рецепт оперного спектакля, изобретательские задачи и оперные загадки! Издание будет интересно детям среднего и старшего школьного возраста, а также всем, кто влюблен в музыку и театр.
31 января 1797 родился австрийский композитор Франц Петер Шуберт. Один из основоположников романтизма в музыке, автор более чем 600 вокальных композиций.
18 января родился Цезарь Антонович Кюи – русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал. Умер 13 марта 1918 г.
6 января 1872 года родился великий русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин. Его музыка замечательная страница «серебряного века». Умер 27 апреля 1915 г.
2 января 1837 года родился Милий Алексеевич Балакирев – русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель содружества русских композиторов «Могучая кучка». Родился в Нижнем Новгороде, умер в Петербурге 29 мая 1910 г.
Фонд школьной библиотеки содержит более 20000 единиц хранения, не считая периодических изданий. Это книги о музыке и великих композиторах прошлого и настоящего, исполнителях и различных видах музыкального искусства, это учебные пособия и популярные издания для детей и взрослых. Это ноты для наиболее распространенных музыкальных инструментов, для хоровых коллективов, вокальных ансамблей и сольного пения. Среди периодических изданий наибольшим спросом пользуются журналы "Искусство в школе", "Музыкальная палитра", "Музыкальный руководитель", "Я вхожу в мир искусства".
Из последних поступлений наших читателей заинтересует серия нотных сборников "Знакомство с шедеврами классики". Сюда вошли "Времена года" А.Вивальди, "Карнавал животных" К.Сен-Санса, "Пер Гюнт" Э.Грига и другие. Облегченное переложение для фортепиано выполнено известным немецким композитором и педагогом Г.-Г. Хойманом. Эти замечательные иллюстрированные издания, сопровождаемые стихами или комментариями в прозе, будут интересны как детям, так и взрослым.
Недавним открытием наших музыкантов стало имя композитора из Великого Новгорода Владимира Коровицына, чьи произведения, мелодичные, пронзительно красивые, понравились как исполнителям, так и слушателям. Композитор пишет для фортепиано, баяна, флейты и скрипки, а также детские песни и "взрослые" романсы. Приобретение прошлым летом нескольких сборников Коровицына представило композитора во всей его многогранности.
2016 год, объявленный как Год кино, ознаменован выходом в свет ряда интересных нотных изданий. Библиотека приобрела сборники "Белые ночи" (Мелодии современного российского кино), "Мы любим мюзиклы!", а также "Уличные мелодии в смокингах", где представлена киномузыка Андрея Петрова.
Клавдия Жорницкая.
16 декабря 1770 года родился Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор и пианист, последний предстаивтель "венской классической школы". Ключевая фигура западной классической музыки, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Умер 26 марта 1827 г.
16 декабря 1932 года родился Родион Константинович Щедрин - советский и российский композитор и пианист, педагог,народный артист СССР. ОДин из самых крупных и известных композиторов второй половины XX века.
16 декабря 1915 года родился Георгий Васильевич Свиридов - советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР. Умер 6 января 1998 г.
18 декабря 1892 года в Мариинском дворце Санкт-Петербурга состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», в постановке Мариуса Петипа и его помощника Льва Иванова.
Дмитрий Кабалевский. "Про трех китов и про многое другое".
В основу книги положены беседы композитора Д.Б.Кабалевского о музыке, которые он в течение ряда лет вел по радио. В книге показана связь музыки с жизнью, литературой, живописью.
Основным предметом в школе является специальность – это индивидуальный урок игры на инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). Здесь учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет два часа.